г. Иркутск, ул. Александра Невского, 99/2
г. Иркутск, ул. Поленова, 29
г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 105 Б
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.
Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
Аксарина Н.М.
Период адаптации к детскому саду является сложным временем для всех участников данного процесса. Родители чувствуют волнение и нередко даже вину за то, что оставляют свою кроху, воспитатель снова учиться находить подход к новенькому члену группы, дети уже прошедшие период адаптации и спокойно посещающие детский сад, снова оказываются в помещении, которое ежеминутно наполняется плачем и мольбами вернуть маму.
Всем причастным к данному событию будет в разы проще, если малыш будет доверять воспитателю. Так у последнего будем намного больше шансов влиться в круг доверенных лиц и успешно успокоить плачущего ребенка, нежели, когда ребенок после ухода мамы оказываясь в незнакомой для него обстановке и начинает только сильнее буйствовать и вместо плача сожаления мы уже имеем настоящую истерику.
Главное условие успешной адаптации – налаженный контакт с воспитателем. Для этого родителю необходимо прийти в детский сад с ребенком заранее и познакомить своего кроху с воспитателем, рассказать, что эта женщина будет за ним присматривать, отводить кушать, заниматься и играть с ним пока мамы нет, и, если у него возникнут какие-либо проблемы/сложности он всегда может обратиться к ней. Также необходимо обратить внимание ребенка на то, что мама придет и заберет его обратно домой (здесь указываем, когда это случиться. Например: я приду после того, как вы все вместе пообедаете).
Намного легче данный период проходит у детей, которые уже оставались без мамы и папы. Т.е. ребенок был с бабушкой и дедушкой, тетей или друзьями родителей. Такие детки уже знают, что есть взрослые, которые могут заменить маму на небольшой промежуток времени и мама точно вернется. Им намного легче довериться воспитателю и пойти с ним на контакт.
Важно помнить, что адаптация к детскому саду у всех детей проходит по-разному, но не в коем случае нельзя оставлять ребенка сразу на целый день. Он конечно, поплачет и успокоится - с этим спорить не стоит, и мы не будем. Ребенок действительно перестает плакать, он просто устает, у него не останется ни физических ни моральных сил на слезы. Но в этот же момент его психика претерпевает множество изменении, одни из которых: потеря базового чувства безопасности, страх быть покинутым/брошенным, чувство одиночества и беспомощности. Так ребенок, который спокойно играл, когда мама находилась в соседней комнате, теперь не может отойти от неё ни на минуту, цепляется за неё при выходе из дома, проявляет страх теряя маму из вида, требует её присутствия в детском саду, в игровой комнате, ему начинают сниться кошмары. Таким с виду невинным способом мы можем нанести ребенку травму, которая будет с ним до взрослого, а то и старческого возраста.
Если, оставляя ребенка в детском саду, мы ему объясним, куда и зачем уходит мама, оставив на время, которое ребенку будет комфортно (час – два и постепенно будем наращивать интервал), то процесс сепарации будет проходить гладко и спокойно; так же мы можем не волноваться за ребенка, который уже имел опыт долгой разлуки с мамой – эти ситуации не будут травмировать ребенка. Но если, ребенок приходит в детский сад первый раз и тут же остается на целый день, у него нет опыта разлуки с мамой велик шанс нанести ему травму.
Давайте создадим с Вами пошаговый план.
Шаг 1. Прежде чем оставить ребенка в детском саду необходимо рассказать ему куда и зачем он пойдет, какой у него будет распорядок дня и чем занимаются дети в детском садике.
Шаг 2. Идем вместе с ребенком знакомиться с воспитателем, осматриваем группу, напоминаем что в следующий раз когда вы придете он останется здесь на пару часиков без мамы, но после она за ним вернётся.
Шаг 3. В первую неделю (возможно две) оставляем ребенка в группе на короткий промежуток времени, постепенно увеличивая его время пребывания в группе.
Шаг 4. Совместно с воспитателем договариваемся о том, чтобы оставлять ребенка на целый день.
Шаг 5. Наблюдаем за тем как ваш ребенок с радостью ходит в детский садик и растет здоровым и счастливым:)
Предлагаю Вам к ознакомлению пару литературных источников из которых Вы более полно сможете узнать, как подготовить ребенка к первому посещению детского сада.
Желаю Вам всего самого наилучшего!
Статью составила и подготовила для Вас:
педагог-психолог центра реабилитации и абилитации для детей с ОВЗ
АНОДО «Василёк»,
Тарасова Виктория Евгеньена
г. Иркутск, ул. Александра Невского, 99/2
г. Иркутск, ул. Поленова, 29
г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 105 Б